Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дункан айседора

Энциклопедический словарь

Дунка́н Айседора (Duncan) (1877-1927), американская танцовщица. Была в числе основоположников школы танца «модерн». Использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24 жила в России, организовала собственную студию в Москве. Жена С. А. Есенина.

* * *

ДУНКАН Айседора - ДУНКА́Н (Duncan) Айседора (1877-1927), американская танцовщица. Была в числе основоположников школы танца «модерн». Использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24 жила в России, организовала собственную студию в Москве. В 1922-1923 была женой С. А. Есенина. (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович)

Энциклопедия Кольера

ДУНКАН Айседора (Duncan, Isadora)

АЙСЕДОРА ДУНКАН

АЙСЕДОРА ДУНКАН

(1877-1927), американская танцовщица свободного стиля, стоявшая у истоков современных направлений танца. Родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877. После сезона в составе "Шекспировской труппы" Огастина Дейли, где она сыграла роль одной из фей в Сне в летнюю ночь, Дункан в 1899 уехала в Лондон и начала танцевать босиком в легкой тунике.Выступала в странах Европы, несколько раз в России (начиная с 1904), где познакомилась с танцовщиком и хореографом М.М.Фокиным, который тоже пытался освоить пластику Древней Греции. Дункан проповедовала "высший разум в освобожденном теле". Одним из главных ее достижений - наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, - стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн. Одной из первых Дункан использовала симфоническую музыку, в том числе Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Открыла школы танца в Европе и в США, хотя никогда не занималась систематизацией своей системы. В 1921 приехала преподавать в Советскую Россию, где основанная ею школа и студия просуществовали до 1949. 14 сентября 1927 во Франции Дункан погибла в результате несчастного случая: ее длинный шарф запутался в колесе автомобиля, в котором ехала танцовщица, и удушил ее.

ЛИТЕРАТУРА

Дункан А. Танец будущего. М., 1907 Айседора. Гастроли в России. М., 1992 Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. Воспоминания. М., 1992 Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы. М., 1994 Дункан И., Макдугалл А.Р. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции. М., 1995 Айседора Дункан. М., 1997

Гуманитарный словарь

ДУНКА́Н Айседора (Данкан Изадора) (1877-1927) - амер. танцовщица. Противница танцевальных школ и академич. условностей, Д. выступала за свободный танец, рожденный в единстве с природой и вдохновленной музыкой, стремясь к идеалам античности. Д. танцевала босой, в легкой тунике. Импровизации Д. возникали под звуки классич. музыки, не предназначенной для танца. Они состояли из естеств. движений: бега, ходьбы, прыжков, выразит. жестов и оказывали огромное эмоциональное воздействие на зрителей. Популярность пришла к ней в Европе. Первые выступления состоялись в Будапеште (1903), Берлине (1904), Москве и Петербурге (1904). Д. неск. раз возвращалась в Москву, где организовала дет. студию (1922), придавая танцу большое воспитат. значение. После ее отъезда из России (1924) студией руководила Ирма Д. (приемная дочь). Д. создала свои школы в Германии, Франции и США. В репертуаре Д. были симфонич. произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, К. Глюка, а также рев. песни - "Марсельеза", "Интернационал", "Варшавянка". Ее иск-во оказало большое влияние на мировую хореографию, способствуя развитию танца модерн, созданию новой танцевальной лексики в пост. балетмейстеров М. М. Фокина, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского. Была женой С. А. Есенина.

А. Дункан. Худ. Х. Клара

А. Дункан. Худ. Х. Клара

Полезные сервисы